Сравнить Фильтр

Просто о фото

>

Глубина цвета

Глубина цвета - количество оттенков серого, присвоенных каждому пикселу. Чем больше этих оттенков присвоено, тем больше глубина цвета.

Глубину цвета принято обозначать в битах. Для 8-ми битного JPEG каждому пикселю присвоено 2ˆ8 оттенков, или 256. Где 0 - это чёрный цвет, а 256 - белый. Каждый пиксель имеет информацию о трёх цветах (красный, зелёный, синий), значит всего количество доступных цветов будет 256ˆ3 = 16 777 216. Человек видит примерно 16 000 000 цветов, а значит 8-битного файла хватает, чтобы покрыть весь диапазон цветов, необходимых для нашего зрения.

Файл Оттенков всего Цветов всего
JPEG (8 бит) 256 16 777 216
RAW(12 бит) 4 096 68 719 476 736
RAW (14 бит) 16 384 4 398 046 511 104
RAW(16 бит) 65 536 281 474 976 710 656

Из таблицы видно, что в 8-битном от чёрного до белого всего 256 оттенков, а в 16-битном от чёрного до белого - 65 536 этих оттенков.

Наши глаза видят 16 000 000 цветов, качества в 8 бит нам вполне достаточно (там 16 777 216 цветов), мы не видим разницы между изображениями 8 бит, 12 бит, 14 бит и 16 бит. Они для нас одинаковы. Почему же тогда Среднеформатные камеры, которые снимают с глубиной цвета 16 бит, самые дорогие?

Проблема проявляется ТОЛЬКО, когда мы НАЧИНАЕМ СНИМАТЬ НА КАМЕРУ в этих разных форматах. Фотоаппарат выводит итоговое изображение с огромными различиями, и тут мы уже сможем увидеть РАЗНИЦУ между этими разными по битности файлами. То есть, различия битности видны ПРИ СЪЁМКЕ фото.

Почему? Количество света, попадающее на матрицу, РАЗНОЕ, в светлых местах сцены, что фотографируем, самое большое количество, а в тёмных местах, самое маленькое. То есть, свет на матрицу фотоаппарата поступает неравномерно, а вернее, с каждым стопом вниз уменьшается в два раза.

Что это такое? Динамический диапазон - это диапазон, в котором камера ещё может видеть детали в светах и тенях.

Когда на матрицу попадает в два раза меньше света, то и всё уменьшается в два раза, было 256 оттенков, станет 128. Если количество света ещё уменьшим в два раза, то оттенков станет 64. Это говорит о том, что в самых тёмных местах фото очень маленькое количество оттенков серого, а значит и цветов, а вот в светлых местах фотографии их самое большое количество.

То есть, неравномерность распределения и есть та проблема.

Динамический диапазон (ДД) камеры, снимающей в JPEG равен примерно 8 стопам. Так вот, те максимум 256 оттенков серого на пиксель, для JPEG будет ТОЛЬКО в самой светлой области. Посчитаем сколько будет в тёмных местах фото.

Один стоп - означает, что света на матрицу приходит в два раза меньше, то есть на следующем стопе будет уже 128 оттенков серого, то есть в два раза мешьше, чем в самом светлом месте снимка, на следующем - 64, на следующем - 32, на следующем - 16, на следующем - 8, и на следующем - 4, потом - 2 и, наконец, в самой тёмной области будет один чёрный оттенок. Это и есть предел для JPEG, там в принципе не может быть более 8(EV) стопов, потому как последний восьмой оттенок всего один, и есть тот восьмой стоп.

Для RAW обычных фотокамер мы будем иметь Динамический диапазон примерно 9 стопов, для Среднеформатных - 12. Тогда получим такую таблицу доступных оттенков серого для мест с разным освещением.

JPEG (8bit) 256 128 64 32 16 8 4 2 1
RAW (12bit) 4.096 2.048 1.024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1
RAW (14bit) 16.384 8.192 4.096 2.048 1.024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1
RAW (16bit) 65.536 32.768 16.384 8.192 4.096 2.048 1.024 512 256 128 64 32 16 8 4

Из таблицы хорошо видно, что:

Детализация

Мы видим, что в самом тёмном месте снимаемой сцены, если будем снимать в 8-битном JPEG файле, то фотоаппарат ВЫДАСТ лишь 1 оттенок (самый чёрный)

Получается, что при съёмке на фотоаппарат, выводимая детализация в тенях хуже, чем в светах, и намного хуже. Если снимать на фотоаппарат в формате JPEG, то она катастрофическая, оттенка нет, детализация отсутствует, там всего один оттенок.

Проблема усиливается и от зрительной системы человека. Матрица фотаппарата - это линейное устройство (1024/2 = 512 | 512/2 = 256, итд), человеческий глаз – нет, он более чувствителен к теням, а не к ярким участкам. Именно поэтому, фотографии снятые в 12-14 битном разрешении, нам кажутся ПЛОСКИМИ, а вот в 16 битном мы видим ОБЪЁМ. Особенно это становится заметно, когда мы снимаем лица людей, где очень много оттенков. Поэтому Среднеформатные камеры самые дорогие, они могут передавать детали в тенях, фотографируя в RAW (16bit). Про камеры, снимающие в JPEG, вообще говорить нечего, детали в тенях там просто отсутствуют.

Вывод: чтобы получить более менее приемлемый по детализации снимок, нужно снимать на фотоаппарат, как можно с более глубоким цветом, и стараться снимок чуть пересвечивать, этим осветляя тёмные участки сцены, в них будет появляться больше деталей, затем в пост обработке мы уменьшим экспозицию и тем вернём снимок к нормальному состоянию, но уже с дополнительными деталями в тенях.

Постеризация

Глаз человека не может уловить, где заканчивается цвет и начинается новый, но там где детализация мала, появляются видимые полосы. Эта проблема называется постеризацией (бандингом) и крайне нежелательна. В тенях она является особенно большой проблемой.

Цвета = колличество оттенков в третьей степени.

Это значит, в самом тёмном месте снимаемой сцены, фотоаппарат ВЫДАСТ

Вспоминаем, что человек видит 16 000 000 цветов, а значит проблема возможной Постеризации снимается ТОЛЬКО, когды мы начинаем снимать в 16-битном файле, в котором 16 777 216 цветов.

Черно-белое изображение

Здесь нет цветов, а вернее их количество равно количеству оттенков.

Это значит, в самом тёмном месте снимаемой сцены, фотоаппарат ВЫДАСТ

Разница видна невооружённым взглядом.

Вывод из всего сказанного прост:

P.S. снимать с ИСО=50 нежелательно, так как ДД обрезается самим фотоаппаратом в этом случае.

Посмотреть лучшие фотаппараты по критерию Глубина цвета.

Предыдущая Следующая

script777